По данным «Анализа рынка свинины в России», подготовленного BusinesStat в 2016 году, продажи свинины в стране выросли в 2011-2015 гг. на 4,3% — с 3,20 млн т в 2011 году до 3,34 млн т в 2015 году. Показатель демонстрировал ежегодный рост, за исключением 2014 года, когда кризисные явления в экономике страны негативно отразились на покупательной способности россиян. При этом все пять лет на российском рынке превалировала продукция отечественного производства, доля которой ежегодно увеличивалась.
В течение последних лет отечественное производство свинины активно развивалось: поголовье свиней демонстрировало ежегодный рост на 1,4-10,0% и достигло по итогам 2015 года 21,5 млн голов, что превысило значение 2011 года на 24,6%. Объем производства за этот период увеличился на 0,67 млн т, или 27,6%, составив 3,10 млн т по итогам 2015 года. Такое положение дел в отрасли во многом обеспечивалось за счет активной государственной поддержки в форме реализации государственных программ. Крупнейшим регионом свиноводческой отрасли в России является Белгородская область, на долю которой в 2015 году приходилось 18,4% от общего поголовья в стране и 20,4% от общего объема производства свинины в убойном весе.
В 2011-2015 гг. позиции свинины импортного происхождения на российском рынке существенно ослабли. Если в 2011-2013 гг. объем поставок импортной продукции составлял 745,0-932,4 тыс. т, то с 2014 года, в связи с введением продовольственного эмбарго, произошло резкое падения объемов импортных поставок свинины до 313,8 тыс. т в 2015 году. В результате введенного эмбарго, существенно изменилась структура российского импорта свинины: если ранее основной импорт шел из стран, попавших под действие эмбарго, то после введения запрета Бразилия увеличила поставки свинины и стала главным поставщиком продукции в Россию.
Ожидается, что в 2016-2020 гг. продажи свинины будут расти темпами в 4,0-4,3%. В 2020 году они составят 4,09 млн т. Росту продаж будет способствовать дальнейшая реализация мер государственной поддержки отрасли, а также восстановление покупательной способности россиян по мере выхода экономики страны из кризиса.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.